Цитата |
---|
ID1 Андрей Веснин пишет:
Игра - это цель или средство? Ответ на этот вопрос прояснит многое. |
Игра. Цель или средство.
Многие из наших действий “добровольны” в том смысле, что мы не чувствуем давления в выполнении их, но не добровольны, или, по крайней мере, не воспринимаются как таковые – в другом смысле. Это действия, которые мы считаем необходимыми, чтобы достичь нужной или очень желанной цели или результата. Мы чешем там, где чешется, чтобы перестало чесаться; бежим от тигра, чтобы не быть съеденными; изучаем неинтересную книгу, чтобы получить хорошую оценку за тест; работаем на скучной работе, чтобы получать деньги. Если бы не чесалось, не было тигра, теста или необходимости в деньгах, мы бы не чесали, не бежали, не изучали или не делали скучную работу. В этих случаях мы не играем.
До той степени, до которой мы погружаемся в деятельность только для достижения результата или цели, которые напрямую не связаны с самой деятельностью, эта деятельность не является игрой. Когда мы не играем, мы больше всего ценим результат наших действий. Действия – лишь средство достижения результата. Когда мы не играем, мы обычно прибегаем к наиболее простым и наименее трудозатратным средствам достижения цели. Не играющий, ориентированный на достижение цели студент колледжа, например, учит необходимый для получения желанной ему оценки “отлично” минимум. Его обучение прямо направлено на цель хорошо сдать тест. Любое другое, не относящееся к достижению цели, обучение рассматривается как трата сил.
В игре, однако, все наоборот. Игра – это действие ради самого действия. Играющему студенту нравится изучать предмет больше, чем думать о тестах. В игре внимание сфокусировано на средствах, а не на результате, и игроки необязательно ищут легких путей для достижения результата. Сравните кошку, охотящуюся за мышью, и кошку, играющую с мышью. Первая выбирает наиболее быстрый способ убить мышь. Вторая пробует различные, не всегда эффективные, способы поймать мышь и каждый раз отпускает ее, чтобы попытаться снова. Охотящейся кошке нравится результат; играющей кошке нравится процесс. (Мыши, конечно, не нравится ни то, ни другое.)
У игры часто есть цели, но эти цели воспринимаются как неотъемлемая часть игры, а не единственная причина вступить в процесс игры. Цели в игре подчиняются средствам их достижения. Например, строительная игра (строительство чего-либо в игровой форме) всегда направлена на создание объекта по замыслу игрока. Но заметьте, что первостепенная цель в такой игре – это создание объекта, а не обладание объектом. Дети, строящие замки из песка, не обрадовались бы, если к ним подошел взрослый и сказал: “Можете прекратить тратить силы. Я построю замок за вас.” Это бы испортило детям удовольствие. Их мотивирует процесс, а не конечный продукт. Так же, соревнуясь, дети или взрослые имеют цель набрать очки и выиграть, но если они по-настоящему играют, их мотивирует именно процесс получения очков и попытки выиграть, а не сами очки или статус победителя. Если кто-либо хочет выиграть, неважно, жульничая или следуя правилам, или получить приз и почести коротким путем, минуя процесс игры, то этот человек не играет.
Взрослые могут проверить, до какой степени их работа является игрой, спросив себя: “Уволился бы я, если бы мог получать ту же зарплату, иметь те же перспективы, тот же уровень признания и то же чувство полезности для окружающего мира, которые я получаю, выполняя свою работу, за то, что не делал бы ее?” Если человек охотно уволился бы, эта работа не игра. До той степени, до которой человек не хотел бы или не стал бы бросать свою работу, она является игрой. Это то, от чего человек получает удовольствие, несмотря на присущие этому награды.
Одна из причин, почему игра является идеальным состоянием ума для творчества и обучения, – это то, что ум сконцентрирован на средствах. Поскольку результат воспринимается, как нечто второстепенное, отсутствует страх неудачи, и игроки чувствуют себя свободными задействовать новые источники информации и поэкспериментировать.
Игра – это деятельность, свободно выбранная, но не свободная по форме. В игре есть структура, и эта структура образуется из правил в сознании игрока. Это утверждение, на самом деле, является продолжением только что рассмотренного пункта о важности в игре средств. Правила игры – это средства. Играть – значит вести себя в соответствии с выбранными правилами. Эти правила не похожи на законы физики или биологические инстинкты, которым следуют автоматически. Скорее это находящиеся в сознании игрока понятия, требующие умственного усилия, чтобы о них помнить и следовать им.
Основное правило строительной игры, например — ты должен работать с выбраным материалом, чтобы воспроизвести или изобразить какой-либо специфический объект или дизайн. Ты не просто ставишь кубики один на другой; ты намеренно выстраиваешь их в соответствии с мысленным образом того, что пытаешься построить. Даже игра “в войнушку” (игровые драки или погони), которая может со стороны выглядеть необузданно, управляется правилами.
Одним из наиболее сложных в том, что касается правил, видов игры исследователи игры называют социодраматическую игру – проигрывание различных ролей или сцен, когда дети играют “в дом”, или изображают женитьбу, или притворяются супергероями. Основное правило здесь: ты должен подчиняться своему собственному пониманию и пониманию других игроков той роли, которую ты играешь. Если ты собака в игре “в дом”, ты должен передвигаться на четырех ногах и лаять, а не говорить. Если ты Чудо-Женщина, и ты и твои товарищи по игре верят, что она никогда не плачет, ты воздерживаешься от слез, даже если падаешь и ушибаешься.
Чтобы проиллюстрировать социодраматическую игру, русский психолог Лев Выготский написал о двух реальных сестрах пяти и семи лет, которые иногда играли в то, что они сестры. В реальности они редко задумывались над своей родственной связью и не имели установленной линии поведения друг с другом. Иногда им нравилось быть вместе, иногда они ссорились, а иногда игнорировали друг друга. Но когда они играли в сестер, они всегда вели себя в соответствии с их общим представлением о том, как должны вести себя сестры. Они одинаково одевались, одинаково говорили, всегда любили друг друга, говорили как они отличаются от всех остальных, и так далее. В процесс игры в сестер было вовлечено намного больше самоконтроля, умственных усилий и следования правилам, чем в то, чтобы быть сестрами в реальности.
К категории игр с наиболее выраженными правилами относятся формальные игры. Это такие игры как шахматы и бейсбол, где правила установлены вербально таким образом, чтобы минимизировать двусмысленность их понимания. Правила таких игр передаются от одного поколения игроков к другому. Многие формальные игры в нашем обществе имеют соревновательный элемент, и цель формальных правил в том, чтобы ограничения распространялись в равной степени на всех соревнующихся. Играющие в формальные игры, если они играют по-настоящему, должны на период игры принять эти правила как свои собственные и добровольно следовать им. Естественно, что, за исключением “официальных” версий этих игр, игроки повсеместно изменяют правила под себя, но все изменения должны быть приняты единогласно всеми игроками.
Исследователем, наиболее сильно подчеркивающим основанную на правилах природу игры, был Лев Выготский, чей пример двух сестер я только что упомянул. В своем труде, посвященном роли игры в развитии, впервые опубликованном в 1933 г., Выготский так прокомментировал очевидный парадокс между мыслью о том, что игра спонтанна и свободна, и тем, что игроки должны следовать правилам:
“… парадокс заключается в том, что ребенок действует в игре по линии наименьшего сопротивления, т.е. он делает то, что ему больше всего хочется, так как игра связана с удовольствием. В то же время научается действовать по линии наибольшего сопротивления: подчиняясь правилам, дети отказываются от того, что им хочется, так как подчинение правилам и отказ от действия по непосредственному импульсу в игре есть путь к максимальному удовольствию. Игра непрерывно, на каждом шагу создает требования к ребенку действовать вопреки непосредственному импульсу… Таким образом, существенным признаком игры является правило, ставшее аффектом… Правило побеждает, как сильнейший импульс. Отсюда вытекает, что такое правило есть внутреннее правило, то есть правило внутреннего самоограничения, самоопределения… В игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его средним реальным уровнем, его моралью”.
Очевидно, мысль Выготского состоит в том, что желание ребенка играть настолько велико, что оно мотивирует его учиться самоконтролю. Ребенок противостоит импульсам и соблазнам, которые противоречат правилам, потому что ребенок ищет большего удовольствия от того, что останется в игре. К выводам Выготского я бы добавил, что ребенок принимает и желает правил игры только потому, что он или она всегда могут свободно выйти из игры, если правила станут им в тягость. Учитывая это, можно рассматривать этот парадокс как слишком поверхностный. Свобода ребенка в реальной жизни не ограничивается правилами игры, потому что ребенок может в любой момент решить выйти из нее. Это еще одна причина того, что свобода выхода из игры является таким важным аспектом для ее определения. Без этой свободы правила игры были бы невыносимы. Требование вести себя как Чудо-Женщина в реальной жизни было бы ужасным, но вести себя так в игре – мире, из которого ты всегда можешь уйти, – это очень весело.
Питер Грэй (Peter Gray)