Денис Дудинский о поездке в Эфиопию: "Пришлось выпить с вождем кровь козла – традиция есть традиция"
1 января 2017 в 0:15
Телеведущий, солист группы DaVinci, а с недавнего времени владелец туристического агентства Денис Дудинский вернулся из места, не типичного даже для заядлого белорусского путешественника – он провел две с половиной недели в Эфиопии.
И успел оценить красоту здешних девушек, рассказать местному племени о том, что такое зубная паста, и даже выпить вместе с его вождем… кровь козла!
– Что стало первым увиденным по приезде?
– Мы прилетели в Аддис-Абебу, столицу Эфиопии, вышли из международного аэропорта и сразу же увидели осликов с тележками, бродячих собак, груды мусора… И людей в очень ярких одеждах, которые среди всего этого готовят себе еду, переговариваются, улыбаются… Контраст!
– Нищета – это повальное явление в Эфиопии или сталкивались и с обеспеченной частью населения?
– Наверное, определенная прослойка людей состоятельных есть в любой стране. Но, если делать выводы по автомобилям, которые мы видели на дорогах, верх достатка – "тойота" или "хонда" 2000-го года. А так в основном по улицам ездят "жигули" с разбитыми окнами и фарами. Смотришь и не понимаешь: как оно вообще движется? А оно ничего себе!
– Где вы жили и чем питались?
– Питались тем, что под руку попадалось, жили там, где придется. Эфиопия не та страна, где можно строить не то что долгосрочные перспективы, а даже планы на завтрашний день.
Просто идешь по городу, видишь какую-нибудь бабушку, которая продает пирожки с мясом. Покупаешь и ешь. Что там за пирожки, конечно, особо рассуждать не приходится. Ресторанов там нет, кафешки изредка попадаются, но еда в них тоже сомнительного качества. То есть, если заказываешь жареное мясо, надо быть готовым, что его на твоих глазах приготовят из куска, облепленного мухами.
А еще не знаешь, где тебя застанет ночь, потому что неясно, сколько времени проведешь в пути. Могу предположить, что любая наша деревенская дорога лучше основной трассы в Эфиопии. Асфальт там положили лет 20-30 назад, и с тех пор с ним явно бывало всякое, кроме ремонта. Даже если взял в аренду хорошую машину, надо рассчитывать на то, что стокилометровая поездка займет не менее трех часов.
Так, однажды пришлось заночевать в поселении местного племени хамер. Наш сопровождающий – скаут – сказал, что это лучше, чем рискнуть ночным переездом и остаться без машины в эфиопской саванне.
Племя хамер оказалось вполне себе дружелюбным. Они живут за счет натурального хозяйства: что-то выращивают, пасут скот, ночуют в шалашах… А в честь нашего приезда взяли и подарили нам козла. Мы, во-первых, не придумали, что с ним делать, а во-вторых, надо же было ответный подарок преподнести… Короче, мы передарили им обратно этого козла! Переводчик долго объяснял, в чем дело, они не понимали, но когда, наконец, разобрались, очень обрадовались. Правда, подарку сразу же отрубили голову и отправили на костер.
Козел очень вкусным оказался… Но до того как приступить к трапезе, пришлось выпить его крови вместе с вождем. Традиция есть традиция, и что-то подсказывает: отказывать вождю эфиопского племени не стоит.
Что в вас удивляло местных жителей больше всего?
– А все удивляло! Каждая фраза на русском языке, каждое наше движение… Они просто стояли и наблюдали за тем, как мы общаемся между собой, что-то делаем. Потом могли подойти и начать тебя ощупывать. У них ведь нет такого понятия, как "прилично-неприлично". Им интересно просто!
Все берут в руки, все рассматривают, все трогают. Пытаются что-то купить или, наоборот, продать, а может, просто подарить тебе. Держи, мол, эту лапку – надень ее на шею.
– А вас в них что больше всего удивило?
– Непосредственность. Любопытство. Открытость. Не сходящие с лица белозубые улыбки!
По вечерам они прыгают у костра, водят хороводы и поют. Мы с Володей (Владимир Максимков) тоже им спели – нашу белорусскую "Купалiнку". Они были в восторге: приехали белые люди, подарили им козла да еще и песню спели! Очень радовались. Настоящие дети природы.
– С какими еще местными племенами удалось встретиться?
– С племенем мурси. Это то самое, где женщины ходят с диском в нижней губе. Говорят, традиция эта появилась во времена колонизации. Поскольку местные женщины очень красивы, они целенаправленно уродовали себя, чтобы избежать изнасилования – выбивали передние зубы и вставляли в губу диск. Сегодня это для них уже элемент эстетики и предмет гордости: чем больше диаметр диска в губе, тем более привлекательной считается женщина.
Само племя принято считать агрессивным, но я этого не заметил. Скорее, их реакции трудно понять, а потому они могут вызывать опасения. Приезжать к ним лучше всего рано утром, до того, как они успеют выпить свой местный алкогольный напиток. К обеду они от него хмелеют, начинают очень резко, отрывисто разговаривать и хватать тебя за одежду. Это, конечно, можно считать проявлением любопытства, но проверять не хочется.
Мурси в отличие от хамер очень закрытые, необщительные. Даже когда пытаешься сказать им что-то на их же языке, они не делают попыток ответно улыбнуться. Ты вождю: "Здравствуй, мы рады познакомиться с твоим племенем!". А он в ответ просто смотрит на тебя, широко раскрыв глаза, и сжимает в руках автомат, который, к слову, есть у каждого вождя, чтобы защищать свое племя от набегов других племен, эфиопских волков… А может, и навязчивых туристов!
– Денис, расскажите, пожалуйста, об эфиопских женщинах.
– Они очень красивы! Будь то девушка-студентка из города или женщина из племени, пасущая овец в набедренной повязке. Забавно то, что среди их лиц можно найти любой типаж, в том числе и славянский. Стоят такие эфиопские Мани и Лены, только темненькие.
Какого-либо притеснения женщин со стороны мужчин я не заметил. Единственное, на что обратил внимание: когда жареного козла ели, мужчины и старейшины племени сидели с одной стороны, а женщины и дети – с другой. Возможно, конечно, я просто не успел столкнуться с чем-то большим… Но вот, например, в городе видел хостел, открытый двумя женщинами, а значит, у городских жительниц даже есть возможность создания своего бизнеса.
– А возможность получения образования? Вы упоминали про "девушку-студентку".
– И образование есть. Другой вопрос, что оно из себя представляет. В каждой деревне есть какой-нибудь аграрный колледж, в городах – университеты, маленькие одноэтажные здания с названием типа "Университет Арба-Мынч".
Не знаю, насколько это востребовано. Понимают ли местные, что, получив образование, они смогут найти хорошую работу и прокормить семью? И действительно, так ли это по факту?
Знаю, что и племя мурси, и племя хамер пытались не раз отдавать своих детей в школы. Через 3-4 года дети возвращались с одной просьбой: "Оставьте нас в покое, мы не хотим становиться другими". Это страна, в которой ничего не меняется тысячи лет…
– Но какие-то плоды цивилизации появились и в их жизни?
– Если говорить о племенах, то нет. У них есть деревянный загон, в котором живет скот, и шалаши, в которых живут они. В шалашах – шкуры животных, какая-то очень простая глиняная утварь и посуда, сделанная из высушенных половинок тыкв. По сути, все.
Единственное что: у вождей есть автоматы и майки-алкоголички, которые они надевают для визитов к вождям соседних поселений.
А если что-то из тех самых "плодов цивилизации" – проволоку, фольгу, пробку – находят местные, сразу это для украшений используют. Очень трепетно они к вопросам эстетики подходят.
– Дорого ли съездить в Эфиопию и стоит ли оно того?
– 2700 у. е. на человека. Дорого ли, каждый решит сам.
1 января 2017 в 0:15
Телеведущий, солист группы DaVinci, а с недавнего времени владелец туристического агентства Денис Дудинский вернулся из места, не типичного даже для заядлого белорусского путешественника – он провел две с половиной недели в Эфиопии.
И успел оценить красоту здешних девушек, рассказать местному племени о том, что такое зубная паста, и даже выпить вместе с его вождем… кровь козла!
– Что стало первым увиденным по приезде?
– Мы прилетели в Аддис-Абебу, столицу Эфиопии, вышли из международного аэропорта и сразу же увидели осликов с тележками, бродячих собак, груды мусора… И людей в очень ярких одеждах, которые среди всего этого готовят себе еду, переговариваются, улыбаются… Контраст!
– Нищета – это повальное явление в Эфиопии или сталкивались и с обеспеченной частью населения?
– Наверное, определенная прослойка людей состоятельных есть в любой стране. Но, если делать выводы по автомобилям, которые мы видели на дорогах, верх достатка – "тойота" или "хонда" 2000-го года. А так в основном по улицам ездят "жигули" с разбитыми окнами и фарами. Смотришь и не понимаешь: как оно вообще движется? А оно ничего себе!
– Где вы жили и чем питались?
– Питались тем, что под руку попадалось, жили там, где придется. Эфиопия не та страна, где можно строить не то что долгосрочные перспективы, а даже планы на завтрашний день.
Просто идешь по городу, видишь какую-нибудь бабушку, которая продает пирожки с мясом. Покупаешь и ешь. Что там за пирожки, конечно, особо рассуждать не приходится. Ресторанов там нет, кафешки изредка попадаются, но еда в них тоже сомнительного качества. То есть, если заказываешь жареное мясо, надо быть готовым, что его на твоих глазах приготовят из куска, облепленного мухами.
А еще не знаешь, где тебя застанет ночь, потому что неясно, сколько времени проведешь в пути. Могу предположить, что любая наша деревенская дорога лучше основной трассы в Эфиопии. Асфальт там положили лет 20-30 назад, и с тех пор с ним явно бывало всякое, кроме ремонта. Даже если взял в аренду хорошую машину, надо рассчитывать на то, что стокилометровая поездка займет не менее трех часов.
Так, однажды пришлось заночевать в поселении местного племени хамер. Наш сопровождающий – скаут – сказал, что это лучше, чем рискнуть ночным переездом и остаться без машины в эфиопской саванне.
Племя хамер оказалось вполне себе дружелюбным. Они живут за счет натурального хозяйства: что-то выращивают, пасут скот, ночуют в шалашах… А в честь нашего приезда взяли и подарили нам козла. Мы, во-первых, не придумали, что с ним делать, а во-вторых, надо же было ответный подарок преподнести… Короче, мы передарили им обратно этого козла! Переводчик долго объяснял, в чем дело, они не понимали, но когда, наконец, разобрались, очень обрадовались. Правда, подарку сразу же отрубили голову и отправили на костер.
Козел очень вкусным оказался… Но до того как приступить к трапезе, пришлось выпить его крови вместе с вождем. Традиция есть традиция, и что-то подсказывает: отказывать вождю эфиопского племени не стоит.
Что в вас удивляло местных жителей больше всего?
– А все удивляло! Каждая фраза на русском языке, каждое наше движение… Они просто стояли и наблюдали за тем, как мы общаемся между собой, что-то делаем. Потом могли подойти и начать тебя ощупывать. У них ведь нет такого понятия, как "прилично-неприлично". Им интересно просто!
Все берут в руки, все рассматривают, все трогают. Пытаются что-то купить или, наоборот, продать, а может, просто подарить тебе. Держи, мол, эту лапку – надень ее на шею.
– А вас в них что больше всего удивило?
– Непосредственность. Любопытство. Открытость. Не сходящие с лица белозубые улыбки!
По вечерам они прыгают у костра, водят хороводы и поют. Мы с Володей (Владимир Максимков) тоже им спели – нашу белорусскую "Купалiнку". Они были в восторге: приехали белые люди, подарили им козла да еще и песню спели! Очень радовались. Настоящие дети природы.
– С какими еще местными племенами удалось встретиться?
– С племенем мурси. Это то самое, где женщины ходят с диском в нижней губе. Говорят, традиция эта появилась во времена колонизации. Поскольку местные женщины очень красивы, они целенаправленно уродовали себя, чтобы избежать изнасилования – выбивали передние зубы и вставляли в губу диск. Сегодня это для них уже элемент эстетики и предмет гордости: чем больше диаметр диска в губе, тем более привлекательной считается женщина.
Само племя принято считать агрессивным, но я этого не заметил. Скорее, их реакции трудно понять, а потому они могут вызывать опасения. Приезжать к ним лучше всего рано утром, до того, как они успеют выпить свой местный алкогольный напиток. К обеду они от него хмелеют, начинают очень резко, отрывисто разговаривать и хватать тебя за одежду. Это, конечно, можно считать проявлением любопытства, но проверять не хочется.
Мурси в отличие от хамер очень закрытые, необщительные. Даже когда пытаешься сказать им что-то на их же языке, они не делают попыток ответно улыбнуться. Ты вождю: "Здравствуй, мы рады познакомиться с твоим племенем!". А он в ответ просто смотрит на тебя, широко раскрыв глаза, и сжимает в руках автомат, который, к слову, есть у каждого вождя, чтобы защищать свое племя от набегов других племен, эфиопских волков… А может, и навязчивых туристов!
– Денис, расскажите, пожалуйста, об эфиопских женщинах.
– Они очень красивы! Будь то девушка-студентка из города или женщина из племени, пасущая овец в набедренной повязке. Забавно то, что среди их лиц можно найти любой типаж, в том числе и славянский. Стоят такие эфиопские Мани и Лены, только темненькие.
Какого-либо притеснения женщин со стороны мужчин я не заметил. Единственное, на что обратил внимание: когда жареного козла ели, мужчины и старейшины племени сидели с одной стороны, а женщины и дети – с другой. Возможно, конечно, я просто не успел столкнуться с чем-то большим… Но вот, например, в городе видел хостел, открытый двумя женщинами, а значит, у городских жительниц даже есть возможность создания своего бизнеса.
– А возможность получения образования? Вы упоминали про "девушку-студентку".
– И образование есть. Другой вопрос, что оно из себя представляет. В каждой деревне есть какой-нибудь аграрный колледж, в городах – университеты, маленькие одноэтажные здания с названием типа "Университет Арба-Мынч".
Не знаю, насколько это востребовано. Понимают ли местные, что, получив образование, они смогут найти хорошую работу и прокормить семью? И действительно, так ли это по факту?
Знаю, что и племя мурси, и племя хамер пытались не раз отдавать своих детей в школы. Через 3-4 года дети возвращались с одной просьбой: "Оставьте нас в покое, мы не хотим становиться другими". Это страна, в которой ничего не меняется тысячи лет…
– Но какие-то плоды цивилизации появились и в их жизни?
– Если говорить о племенах, то нет. У них есть деревянный загон, в котором живет скот, и шалаши, в которых живут они. В шалашах – шкуры животных, какая-то очень простая глиняная утварь и посуда, сделанная из высушенных половинок тыкв. По сути, все.
Единственное что: у вождей есть автоматы и майки-алкоголички, которые они надевают для визитов к вождям соседних поселений.
А если что-то из тех самых "плодов цивилизации" – проволоку, фольгу, пробку – находят местные, сразу это для украшений используют. Очень трепетно они к вопросам эстетики подходят.
– Дорого ли съездить в Эфиопию и стоит ли оно того?
– 2700 у. е. на человека. Дорого ли, каждый решит сам.